1 февраля 1991 года — эта дата навсегда запомнится как один из самых мрачных моментов в истории гражданской авиации. В этот день в аэропорту Лос-Анджелеса произошло столкновение двух самолетов, в результате которого погибло 34 человека. Что же произошло в тот злополучный день? Как сложилась судьба пассажиров и экипажей? Давайте вместе вернемся в события тех мгновений, проанализируем причины трагедии и постараемся понять, какие уроки были извлечены из этого печального инцидента.
Предыстория трагедии
К 1991 году гражданская авиация уже несколько десятилетий активно развивалась, и количество пассажиров на рейсах выросло до небес. Аэропорт Лос-Анджелеса, являвшийся одним из самых загруженных в мире, ежедневно обслуживал тысячи рейсов. Это место, соединяющее людей из разных уголков планеты, стало символом свободы и новых возможностей. Однако за этими радужными перспективами скрывались и потенциальные опасности, которые становились все более реальными.
С начала 90-х годов авиационная безопасность начала выходить на первый план. В это время все больше обращали внимание на тренировки экипажей, современные технологии и организацию аэропортов. Но не всегда системы работали безупречно. В тот день погода была ясной, и казалось, что все должно пройти гладко. Но именно в такие моменты, когда все выглядит идеально, может произойти непоправимое.
Детали события
Событие произошло в пятницу, 1 февраля 1991 года. Первый самолёт — Boeing 737 авиакомпании US Air (далее Боинг), который выполнял рейс из Колумбуса в Лос-Анджелес, на борту которого находились 83 пассажира и 6 членов экипажа. Второй — самолет местных воздушных линий Swearingen SA227-AC Metro III (далее Метро) авиакомпании SkyWest Airlines, осуществлявший полет из Лос-Анджелеса в Палмдейл, с 10 пассажирами и 2 членами экипажа на борту.

Второй лайнер — это двухмоторный турбовинтовой самолет, предназначенный для местных авиаперевозок. Внешний вид немного напоминает Ан-24. Он вмещает всего 19 пассажиров, так как согласно американским авиационным нормам для обслуживания более 19 человек требуется бортпроводник, что влечет за собой дополнительные затраты и вес.

Таким образом, Боинг подходил к Лос-Анжелесу для посадки, в то время как Метро собирался взлететь из Лос-Анжелеса в Палмдейл. На борту находились опытные экипажи, а самолеты были относительно новыми: Боинг эксплуатировался 6 лет, а Метро — 4 года.
В диспетчерском центре Лос-Анджелеса в этот день трудились 13 сотрудников: 11 авиадиспетчеров, а также руководитель полётов и руководитель зоны. Смена состояла из квалифицированных и опытных специалистов по управлению воздушным движением. Среди них находилась диспетчер по взлёту и посадке Робин Уошер. Она начала свою карьеру в данной области еще в 1975 году. В течение двух лет работала диспетчером в военно-воздушных силах США, а перед тем как устроиться в диспетчерский центр Лос-Анджелеса, имела опыт работы в четырёх других аэропортах страны.
К моменту событий, о которых идет речь, наступила ночь. На аэродроме функционировало всё ночное свето-сигнальное оборудование. Погода была отличной: ясное небо, видимость 20 километров, температура +3 градуса, легкий ветер.
В 18:03:05 Боинг впервые установил связь с диспетчером посадки Уошер, находясь приблизительно в 25 километрах от полосы. К этому моменту экипаж уже сообщил, что видит аэродром и готовится к визуальной посадке, то есть без применения наземных радиотехнических средств наведения на игровую площадку.
В 18:03:44 диспетчер Уошер предоставила самолёту Метро разрешение вырулить на взлётную полосу и занять исполнительный старт, и с самолёта подтвердили получение этой команды.
В 18:04:44 диспетчер указала Метро ожидать на исполнительном старте, так как взлётно-посадочную полосу пересекал другой самолёт. То есть, диспетчер разрешила самолёту Метро вырулить на полосу, предназначенную для взлёта и посадки, но не дала разрешение на взлёт. На это экипаж в 18:04:49 ответил:
«Окей, стоим и ожидаем»
Это было финальное радиосообщение с Метро.
Пока Метро мирно ожидал своей очереди на взлетной полосе, диспетчер активно общался по радио с двумя другими самолетами, которые пересекали полосу впереди, и с двумя, которые подрулили к полосе для предстоящего взлета. В итоге о Метро никто не вспомнил: ни диспетчер Уошер, ни начальник полетов, ни дежурный по зоне посадки, которые должны были следить за действиями диспетчера и занятостью взлетно-посадочной полосы.
В 18:05:29 экипаж прибывающего Боинга связался с диспетчером для выполнения посадки:
«Юэсэйр 1493, на левой полосе, 24 левая»
Диспетчер Уошер, в то время как вела переговоры с тремя другими воздушными судами, смогла ответить только в 18:05:53:
«Юэсэйр 1493, вам разрешается посадка на полосу 24 левая»
В этот момент разрешенная полоса для посадки была занята самолетом Метро, который ожидал взлета.
В 18:05:55 командир Боинга получил подтверждение на посадку, что стало последним радиосообщением с этого борта.
Менее чем через минуту после начала снижения Боинг пересёк предел ВПП на скорости 240 км/ч и приземлился на полосу с основными опорами шасси в 457 метрах от стартовой линии. Экипаж активировал реверсы двигателей и постепенно начал опускать нос самолета. Но как только носовая стойка шасси коснулась бетона, пилоты немедленно заметили перед собой самолет Метро. На его хвосте горел красный навигационный огонь, а свет посадочных фар Боинга отражался от его работающих винтов.

Пилоты Боинга предприняли попытку избежать столкновения, активировав тормоза, но вскоре раздался громкий звук, и под фюзеляжем прогремел взрыв. После этого нос самолета стремительно подскочил вверх, а затем снова опустился. Горящие самолеты вылетели влево с взлетно-посадочной полосы и врезались в пустое здание пожарной станции. В результате Метро был полностью уничтожен, а Боинг раскололся на две части и сгорел изнутри. В этой трагедии погибли 34 человека: 22 на борту Боинга (включая капитана) и все 12, находившиеся на борту Метро. В течение месяца после происшествия от полученных травм скончались еще 2 пассажира.

Расследование обстоятельств аварии в аэропорту Лос-Анджелес было проведено Национальным советом по безопасности на транспорте США (NTSB). В результате анализа было установлено, что столкновение произошло из-за недоразумений в организации работы диспетчерского центра аэропорта Лос-Анджелес. Диспетчер запуталась в ситуации на аэродроме и ошибочно предоставила Боингу разрешение на посадку; при этом руководитель полётов и контролёр зоны не осуществили должный контроль.
Место катастрофы. Персоналу диспетчерской вышки аэропорта было сложно видеть самолёты на взлётно-посадочных полосах и в других зонах аэродрома, поскольку освещение соседнего терминала №2 создавало блики на окнах вышки. Кроме того, диспетчеры по взлёту и посадке не имели доступа к наземным радиолокаторам для мониторинга движения самолётов по территории аэродрома.
Важно отметить, что двое участников данного инцидента использовали очки и контактные линзы: командир Боинга и диспетчер. В крови погибшего командира Боинга был найден фенобарбитал, а в крови второго пилота, выжившего в катастрофе, присутствовали другие медикаменты. Это обстоятельство могло повлиять на способности экипажа Боинга и диспетчера заметить препятствие на взлетно-посадочной полосе в виде ожидающего разрешения на вылет самолета Метро.
Причины катастрофы
Через несколько дней после трагедии началось расследование, которое выявило ряд причин. Во-первых, оказалась кричащая нехватка четкости в коммуникации между экипажами и диспетчерами. Во-вторых, отсутствие современных технологий, которые могли бы предотвратить такие инциденты, стало явной уязвимостью. Наконец, нужно было учесть человеческий фактор – ошибки, допускаемые людьми в критических ситуациях.
Причина | Описание |
---|---|
Недостаток коммуникации | Проблемы в общении между диспетчерами и экипажем. |
Старые технологии | Отсутствие современных систем предупреждения о столкновениях. |
Человеческий фактор | Ошибки и недоразумения в критических ситуациях. |
Человеческие судьбы
Трагедия в Лос-Анджелесе затронула жизни множества людей. 34 пассажира и члена экипажа погибли, а многие другие получили серьезные травмы. Как это происходило? Как складывались судьбы тех, кто остался в живых?
Люди, находившиеся на борту, были из самых разных уголков страны и мира. Все они мечтали о том, что их путешествие станет частью яркого и незабываемого опыта. Вместо этого их ожидал кошмар. Близкие и члены семей ждут возвращения своих родных, но получают лишь горькое известие о трагедии.
Последствия и уроки
Спустя некоторое время после столкновения авиационная отрасль начала пересматривать свои подходы к безопасности. На основе данного инцидента были разработаны новые правила и нормы, которые обязали аэропорты внедрять современные системы контроля за движением самолетов на земле.
Как заметил известный авиакритик и эксперт по безопасности в авиации, профессор Джонатан Саладин:
Безопасность – это не случайность. Это результат правильных решений, внедрения технологий и культуры общения.
Следовательно, виной не только аварии стали ненадежные технологии, но и недостаток самоосознания, что такое общение крайне важно в критических ситуациях.
Итоги и выводы
Трагедия, произошедшая 1 февраля 1991 года, стала напоминанием о том, что авиация, несмотря на свою современность и развитее, все еще хранит в себе значительные риски. Этот инцидент позволил не только скорбеть о погибших, но и стал отправной точкой для внедрения более жестких правил безопасности и проверок в аэропортах по всему миру.
На сегодняшний день мир авиации значительно изменился. Постоянные улучшения технологий и образовательных программ для диспетчеров и экипажей смогли значительно снизить вероятность появления аналогичных инцидентов. Однако, несмотря на достигнутый прогресс, всегда необходимо помнить трагические события, которые просигнализировали о необходимости перемен.
Заключение
1 февраля 1991 года стал мрачным днем для всей авиации. Столкновение самолётов в аэропорту Лос-Анджелеса — это не только история о катастрофе, это урок о том, как важно ценить безопасность, вести диалоги, и всегда принимать ответственные решения, особенно когда жизни людей находятся в опасности. Авиапутешествия для многих из нас остаются символом освобождения, новая любовь, дружба или возможность увидеть мир. Поэтому крайне важно, чтобы такие трагедии, как эта, никогда не повторялись.
Каждый из нас может внести свою лепту в безопасность: будь то знакомство с правилами поведения на борту, участием в курсах по первой помощи или просто вниманием к окружающим. Берегите себя и близких, и пусть авиация всегда станет только местом для радости и открытий.
Смысл путешествий — это не только новые места, но и новые глаза, которыми мы смотрим на мир
— сказал once известный путешественник и писатель Джон Стейнбек. Пусть ваш следующий полет станет не только безопасным, но и незабываемым.